Железнякова Н. В. Алкоголь - коварный враг: классный час / Н. В. Железнякова // Читаем, учимся, играем. - 2010. - N 7. - С. 106-107. [Сценарий классного часа для учащихся 7-11 классов, рассказывающий о вреде спиртных напитков.]
Алкоголь – коварный враг
Классный час, рассказывающий о вреде спиртных напитков, для учащихся 7—11-х классов проводит Н.В. ЖЕЛЕЗНЯКОВА
НАТАЛЬЯ ВАСИЛЬЕВНА - библиограф отдела искусств Липецкой областной научной библиотеки.
Действующие лица: Ведущие (1) и (2) Чтец
ВЕДУЩИЙ (1): Алкоголь –и коварный враг человечества. Наверное, вы не раз слышали о его вреде? Но кто в юности задумывается о последствиях употребления спиртных напитков? Безусловно, человек, находящийся в подростковом возрасте, может не осознавать до конца всю серьёзность проблемы, связанной с этим пагубным пристрастием. И чаще всего, раз испытав «удовольствие» от распития крепкого напитка, человек на всю жизнь остаётся его рабом. Недаром вино называют похитителем здоровья и рассудка.
ВЕДУЩИЙ (2): Алкоголь вторгается во все сферы нашей жизни: работу, отдых, спорт, семью, посягая на всё, что для человека дорого и свято.
ВЕДУЩИЙ (1): Как спортсмены перед стартом мобилизуют свою волю и возможности, так и вы сейчас находитесь перед стартовой чертой. На самом важном для вас рубеже: вы стартуете во взрослую жизнь. И в начале главное — не сбиться с верного пути.
ВЕДУЩИЙ (2): Об опьяняющих свойствах спиртных напитков люди узнали не менее чем за 8000 лет до нашей эры. Возможно, виноделие возникло ещё до начала культурного земледелия. Так, известный путешественник Н.Н. Миклухо-Маклай наблюдал за папуасами Новой Гвинеи, которые пока не умели добывать огонь, но уже знали приёмы приготовления хмельных напитков.
ВЕДУЩИЙ (1): Чистый спирт начали получать в VI—VII веках арабы и назвали его «аль коголь», что означает «одурманивающий». Но даже в странах Азии, где употребление крепких напитков запрещалось религией, культ вина всё же процветал и воспевался в стихах.
ЧТЕЦ:
«Вино пить — грех». Подумай,
не спепши!
Сам против жизни явно не греши.
В ад посылать из-за вина
и женщин?
Тогда в раю, наверно, ни души.
О. Хайям. Рубаи
ВЕДУЩИЙ (2): В Средневековье в Западной Европе также научились получать крепкие спиртные напитки путем возгонки вина и других бродящих сахаристых жидкостей. Согласно легенде, впервые эту операцию совершил итальянский монах-алхимик Валентиус. Испробовав вновь полученный продукт и придя в состояние сильного опьянения, алхимик заявил, что открыл чудодейственный эликсир, делающий старца молодым, утомлённого бодрым, тоскующего весёлым.
ВЕДУЩИЙ (1): А на Руси было распространено мнение, что пьянство является якобы старинной традицией русского народа. При этом ссылались на слова летописи: «Веселие на Руси — есть пити». Русский историк, этнограф, знаток обычаев и нравов народа, профессор Н.И. Костомаров полностью опроверг это мнение. Он доказал, что в Древней Руси пили очень мало. Лишь на избранные праздники варили медовуху, брагу или пиво, крепость которых не превышала 5-10 градусов. Чарка пускалась по кругу, и каждый отпивал из неё несколько глотков. В будни никаких спиртных напитков не полагалось, и пьянство считалось величайшим позором и грехом. А с XVI века пытались ограничить потребление спиртных напитков. Так, в 1652 году вышел указ: «Продавать водку по одной чарке человеку».
ЧТЕЦ:
Средь традиций самых разных
Есть нелёгкая одна.
Если встреча, если праздник,
Значит, пей и пей до дна,
Пей одну, и пей другую,
И седьмую, и восьмую, —
Просят, давят, жмут «друзья»!
Ну а если не могу я,
Ну а если мне нельзя?
Ну а если есть причина
Завтра утром в форме быть?
Значит, я уж не мужчина?
Хоть давись, но должен пить!
В. Котов «Средь традиций самых разных...»
ВЕДУЩИЙ (2): Злоупотребление алкоголем, по данным Всемирной организации здравоохранения, является третьей по частоте (после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний) причиной смертности в современном мире.
ВЕДУЩИЙ (1): Можно выделить два основных класса проблем, связанных с неумеренным потреблением алкоголя, - негативные последствия для самого пьющего (разрушение его здоровья и личности) и негативные последствия для общества в целом (усиление связанных с пьянством социальных проблем).
ВЕДУЩИЙ (2): Проблемы самого пьющего — это: утрата самоконтроля, агрессивность, несчастные случаи, переохлаждение или перегрев по неосторожности, арест за пребывание в нетрезвом виде в общественных местах, отравление алкоголем, повышенный риск развития цирроза печени, некоторых видов рака и сердечно-сосудистых заболеваний, потеря трудоспособности, развитие алкоголизма и ранних психозов.
ВЕДУЩИЙ (1): Проблемы окружения пьющего — это увеличение конфликтов в семье и её разрушение, рост материальных трудностей и преступности.
Находясь под действием алкоголя, человек не может адекватно оценивать свои поступки. Не зря говорят: «Пьяному море по колено». Правда, есть у этой поговорки продолжение: «...А лужа по уши».
ВЕДУЩИЙ (2): Употребление спиртного сказывается и на детях. У пьющих женщин чаще рождаются мёртвые дети, случаются выкидыши. Если же ребёнок родился живым, то нередко отстаёт в развитии и растёт умственно неполноценным.
ВЕДУЩИЙ (1): Исследования показали, что сам алкоголизм генетически не передаётся — передаётся только склонность к нему, которая вытекает из особенностей характера, полученного от родителей. А быть человеку алкоголиком или не быть — этот вопрос решается отчасти конкретной жизненной ситуацией, то есть условиями внешней среды, а также умением человека владеть собой, силой собственного характера.
ВЕДУЩИЙ (2): Почти все выдающиеся люди высказывались против этой пагубной привычки.
ЧТЕЦ:
«Опьянение есть добровольное сумасшествие человека» (Аристотель).
«Вино мстит пьянице» (Л. да Винчи).
«Из всех пороков пьянство более других несовместимо с величием духа» (В. Скотт).
«Люди впускают в свои уста врага, который похищает их мозг» (У. Шекспир).
«Употребление спиртных напитков скотинит и зверит человека» (Ф.М. Достоевский).
ВЕДУЩИЙ (1): Давайте будем помнить о коварстве алкоголя и не дадим ему разрушить наши жизни. Впереди у нас столько интересного!
(Далее ребятам предлагаются вопросы для дискуссии.)
Вопросы
1. Как вы считаете, какие жизненные обстоятельства могут заставить человека злоупотребить алкоголем и как этого избежать?
2. Как, по-вашему, может ли алкоголь снять проблему общения между сверстниками?
3. Считаете ли вы алкоголь наркотиком?
4. Как вы думаете, алкоголизм — это привычка или болезнь?
(Проходит дискуссия.)
ЛИТЕРАТУРА
Топоров И. К. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 9-х кл. общеобразоват. учреждений. — М.: Просвещение, 2002.