Железнякова Н. В.  Алкоголь - коварный враг: классный час / Н. В. Железнякова // Читаем, учимся, играем. - 2010. - N 7. - С. 106-107.  [Сценарий классного часа для учащихся 7-11 классов, рассказывающий о вреде спиртных напитков.]

Алкоголь – коварный враг

Классный час, рассказывающий о вреде спиртных напитков, для учащихся 7—11-х классов проводит Н.В. ЖЕЛЕЗНЯКОВА

НАТАЛЬЯ ВАСИЛЬЕВНА - библиограф отдела искусств Липецкой областной научной библиотеки.

Действующие лица: Ведущие (1) и (2)  Чтец

ВЕДУЩИЙ (1): Алкоголь –и коварный враг человечества. На­верное, вы не раз слышали о его вреде? Но кто в юности задумыва­ется о последствиях употребления спиртных напитков? Безусловно, человек, находящийся в подрост­ковом возрасте, может не осозна­вать до конца всю серьёзность проблемы, связанной с этим па­губным пристрастием. И чаще всего, раз испытав «удовольствие» от распития крепкого напитка, человек на всю жизнь остаётся его рабом. Недаром вино называют похитителем здоровья и рассудка.

ВЕДУЩИЙ (2): Алкоголь вторгается во все сферы нашей жизни:   работу,   отдых,   спорт, семью, посягая на всё, что для че­ловека дорого и свято.

ВЕДУЩИЙ (1): Как спортсме­ны перед стартом мобилизуют свою волю и возможности, так и вы сейчас находитесь перед стар­товой чертой. На самом важном для вас рубеже: вы стартуете во взрослую жизнь. И в начале глав­ное — не сбиться с верного пути.

ВЕДУЩИЙ (2): Об опьяняю­щих свойствах спиртных напит­ков люди узнали не менее чем за 8000 лет до нашей эры. Возможно, виноделие возникло ещё до начала культурного земледелия. Так, из­вестный путешественник Н.Н. Ми­клухо-Маклай наблюдал за папуа­сами Новой Гвинеи, которые пока не умели добывать огонь, но уже знали приёмы приготовления хмельных напитков.

ВЕДУЩИЙ (1): Чистый спирт начали получать в VI—VII веках арабы и назвали его «аль коголь», что означает «одурманивающий». Но даже в странах Азии, где упот­ребление крепких напитков за­прещалось религией, культ вина всё же процветал и воспевался в стихах.

ЧТЕЦ:

«Вино пить — грех». Подумай,

                                              не спепши!

Сам против жизни явно не греши.

В ад посылать из-за вина

                                          и женщин?

Тогда в раю, наверно, ни души.

                                                               О. Хайям. Рубаи

ВЕДУЩИЙ (2): В Средне­вековье в Западной Европе так­же научились получать крепкие спиртные напитки путем возгон­ки вина и других бродящих саха­ристых жидкостей. Согласно ле­генде, впервые эту операцию совершил итальянский монах-ал­химик Валентиус. Испробовав вновь полученный продукт и при­дя в состояние сильного опьяне­ния, алхимик заявил, что открыл чудодейственный эликсир, де­лающий старца молодым, утом­лённого бодрым, тоскующего ве­сёлым.

ВЕДУЩИЙ (1): А на Руси бы­ло распространено мнение, что пьянство является якобы старин­ной традицией русского народа. При этом ссылались на слова ле­тописи: «Веселие на Руси — есть пити». Русский историк, этно­граф, знаток обычаев и нравов на­рода, профессор Н.И. Костомаров полностью опроверг это мнение. Он доказал, что в Древней Руси пили очень мало. Лишь на избран­ные праздники варили медовуху, брагу или пиво, крепость которых не превышала 5-10 градусов. Чарка пускалась по кругу, и каждый отпивал из неё несколько глотков. В будни никаких спиртных напитков не полагалось, и пьянство считалось величайшим позором и грехом. А с XVI века пытались ограничить потребление спиртных напитков. Так, в 1652 году вышел указ: «Продавать водку по одной чарке человеку».

ЧТЕЦ:

Средь традиций самых разных

Есть нелёгкая одна.

Если встреча, если праздник,

Значит, пей и пей до дна,

Пей одну, и пей другую,

И седьмую, и восьмую, —

Просят, давят, жмут «друзья»!

Ну а если не могу я,

Ну а если мне нельзя?

Ну а если есть причина

Завтра утром в форме быть?

Значит, я уж не мужчина?

Хоть давись, но должен пить!

                                  В. Котов «Средь традиций самых разных...»

ВЕДУЩИЙ (2): Злоупотребле­ние алкоголем, по данным Все­мирной организации здравоох­ранения, является третьей по частоте (после сердечно-сосудис­тых и онкологических заболева­ний) причиной смертности в со­временном мире.

ВЕДУЩИЙ (1): Можно выде­лить два основных класса проб­лем, связанных с неумеренным потреблением алкоголя, - негативные последствия для самого пьющего  (разрушение его здоровья и личности) и негативные последствия для общества в целом (усиление связанных с пьянством социальных проблем).

ВЕДУЩИЙ (2): Проблемы са­мого пьющего — это: утрата самоконтроля, агрессивность, несчастные случаи, переохлаждение или перегрев по неосторожности, арест за пребывание в нетрезвом виде в общественных местах, от­равление алкоголем, повышен­ный риск развития цирроза пече­ни, некоторых видов рака и сердечно-сосудистых заболева­ний, потеря трудоспо­собности, развитие алкоголизма и ранних психозов.

ВЕДУЩИЙ (1): Проблемы ок­ружения пьющего — это увеличе­ние конфликтов в семье и её раз­рушение, рост материальных трудностей и преступности.

Находясь под действием алко­голя, человек не может адекватно оценивать свои поступки. Не зря говорят: «Пьяному море по коле­но». Правда, есть у этой поговор­ки продолжение: «...А лужа по уши».

ВЕДУЩИЙ (2): Употребление спиртного сказывается и на детях. У пьющих женщин чаще рожда­ются мёртвые дети, случаются вы­кидыши. Если же ребёнок родил­ся живым, то нередко отстаёт в развитии и растёт умственно не­полноценным.

ВЕДУЩИЙ (1): Исследования показали, что сам алкоголизм ге­нетически не передаётся — пере­даётся только склонность к нему, которая вытекает из особенностей характера, полученного от родите­лей. А быть человеку алкоголиком или не быть — этот вопрос реша­ется отчасти конкретной жизнен­ной ситуацией, то есть условиями внешней среды, а также умением человека владеть собой, силой собственного характера.

ВЕДУЩИЙ (2): Почти все вы­дающиеся люди высказывались против этой пагубной привычки.

ЧТЕЦ:

«Опьянение есть доб­ровольное сумасшествие челове­ка» (Аристотель).

«Вино мстит пьянице» (Л. да Винчи).

«Из всех пороков пьянство бо­лее других несовместимо с вели­чием духа» (В. Скотт).

«Люди впускают в свои уста врага, который похищает их мозг» (У. Шекспир).

«Употребление спиртных на­питков скотинит и зверит челове­ка» (Ф.М. Достоевский).

ВЕДУЩИЙ (1): Давайте будем помнить о коварстве алкоголя и не дадим ему разрушить наши жизни. Впереди у нас столько ин­тересного!

(Далее ребятам предлагаются воп­росы для дискуссии.)

Вопросы

1. Как вы считаете, какие жиз­ненные обстоятельства могут зас­тавить человека злоупотребить ал­коголем и как этого избежать?

2.  Как, по-вашему, может ли алкоголь снять проблему общения между сверстниками?

3.   Считаете ли вы алкоголь наркотиком?

4.   Как вы думаете,  алкого­лизм — это привычка или бо­лезнь?

(Проходит дискуссия.)

ЛИТЕРАТУРА

Топоров И. К. Основы безо­пасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 9-х кл. общеобразоват. учреждений. —  М.: Просве­щение, 2002.

 

НОВИНКИ
ПАРТНЕРЫ И ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
Для улучшения качества работы этот сайт использует cookies. Пользуясь этим сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookies.